Регистрация
Человеческие чувства часто сильнее возбуждаются или смягчаются примерами, чем словами
Пьер Абеляр
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.mariya-tsaregorodtseva.ru/
Сайт Департамента образования и молодёжной политики Хан
Комитет по образованию администрации Белоярского района
Министерство образования и науки Российской Федерации
Открытый банк заданий ОГЭ и ЕГЭ
Читаем вместе! - Сайт поддержки семейного чтения с детьми.
Сейчас на сайте: 2

Краткий комментарий к открытым тематическим направлениям


Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.

5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:

  • «Верность и измена»,
  • «Равнодушие и отзывчивость»,
  • «Цели и средства»,
  • «Смелость и трусость»,
  • «Человек и общество».

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. «Верность и измена». 
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

 2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

3. «Цели и средства» 
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

4. «Смелость и трусость» 
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

5. «Человек и общество» 
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie


Домашние работы для электива по литературе (подготовка к итоговому сочинению)

Темы сочинений

Темы сочинений на 2 декабря

Уважаемые выпускники!

Ну что, мои дорогие? Вот мы и вышли на финишную прямую. Думаю, тому, кто трудился, не слишком страшно. Убедительная просьба ко всем – в обязательном порядке написать сочинение на одну из тем к субботе. 2 декабря в течение двух элективных занятий я проанализирую с каждым из вас написанное сочинение. Дам рекомендации каждому, над чем ещё нужно поработать. 

Инструкция для участников итогового сочинения

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт». Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за такую работу выставляется «незачёт». В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал. Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений. 

Желаю вдумчивого отношения к работе!

Тема 1. Как Вы думаете, почему предатели предают прежде всего самих себя?​

Тема 2. К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе?​

Тема 3. Кто или что помогает человеку добиться цели в жизни?​

Тема 4.  Может ли смелый человек бояться чего-либо?

Тема 5. Нужны ли общественные нормы поведения?

Желаю успехов и, конечно, вдохновения!

 

Темы сочинений на 25 ноября

Уважаемые выпускники!

Вашему вниманию предлагаю 5 тем для написания сочинения к 25 ноября

Инструкция для участников итогового сочинения

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт». Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за такую работу выставляется «незачёт». В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал. Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений. 

Желаю вдумчивого отношения к работе!

Тема 1. Может ли верность принести человеку разочарование?​

Тема 2. Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?​

Тема 3. Можно ли судить о человеке по его цели?​

Тема 4.  Почему люди боятся высказать свое мнение?

Тема 5. Что такое толерантность?

Желаю успехов!
 

Темы сочинений на 18 ноября

Уважаемые выпускники!

Простите, пожалуйста, что поздновато в этот раз выкладываю темы: были проблемы с работой сайта. Вашему вниманию предлагаю 5 тем для написания сочинения к 18 ноября. Попробуйте написать сочинение с учётом тех ошибок, которые вы допустили на пробном сочинении.

Инструкция для участников итогового сочинения

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт». Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за такую работу выставляется «незачёт». В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал. Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений. 

Желаю успехов и творческого вдохновения!

Тема 1. Как вы понимаете слова: “Чтобы сохранить любовь, надо не изменять, но изменяться” (К. Мелихан)? 

Тема 2. Важно ли уметь прощать?

Тема 3. Как вы понимаете слова Дж. Оруэлла: “Я понимаю КАК, не понимаю ЗАЧЕМ”? 

Тема 4. Как сила воли связана со смелостью?

Тема 5. Что, по вашему мнению, значит мысль А.де Сент-Экзюпери: “Все дороги ведут к людям”?

Желаю успехов!

 

 

Темы сочинений на 11 ноября

Уважаемые выпускники!

Вашему вниманию предлагаю 5 тем для написания сочинения к 11 ноября. Не забывайте, что 10 ноября вы пишете пробное сочинение на уровне Белоярского района, поэтому тренируйтесь, оттачивайте мастерство в написании монологического высказывания. Как написать хорошее сочинение? надо захотеть! Надо разбудить воображение, фантазию! Надо самовыразиться посредством текста! Надо показать свою эрудицию: провести параллели с музыкой, живописью, театром, обратиться к выдающимся (на Ваш взгляд) литературным примерам! Видите, ребята, как много всего НАДО! Поэтому самое главное НАДО на сегодняшний день – надо готовиться и тренироваться! Вперёд!!!

Инструкция для участников итогового сочинения

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт». Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за такую работу выставляется «незачёт». В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал. Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений. 

Желаю успехов и творческого вдохновения!

Тема 1. Согласны ли вы с утверждением: “Верность слову – это то качество, без которого человека нельзя назвать порядочным”? 

Тема 2. В каких ситуациях проявляются такие качества, как отзывчивость и равнодушие?

Тема 3. Согласны ли вы с утверждением: “Главное не цель, а путь к ней”? 

Тема 4. Что помогает победить страх?

Тема 5. Когда возникает конфликт между человеком и обществом?

Желаю успехов!

 

 

 

Темы сочинений на 4 ноября

Уважаемые выпускники!

Вашему вниманию предлагаю 5 тем для написания сочинения к 4 ноября. Прошу вас написать сочинение в вордовском документе и прислать мне в течение недели на электронный адрес: zaregorodzewa@mail.ru. Сразу при получении Вашего сочинения постараюсь его проверить, подкорректировать и переслать на Ваш адрес. Старайтесь выстраивать логичные высказывания. Логика и поверхностный аргумент – главные проблемные точки ваших сочинений.

Инструкция для участников итогового сочинения

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт». Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за такую работу выставляется «незачёт». В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал. Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений. 

Желаю успехов и творческого вдохновения!

Тема 1. Лучше красота верности или красота внешности?

Тема 2. Каким бы стал наш мир, если бы исчезли доброта и отзывчивость?

Тема 3. Бесцельное существование или невыполнимая цель?

Тема 4. Как отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства?

Тема 5. Какие книги, на ваш взгляд, способны влиять на общество?

Желаю успехов!

 

Темы сочинений на 28 октября

Уважаемые выпускники!

Вашему вниманию предлагаю 5 тем для написания сочинения к 28 октября. К следующей субботе я постаралась выбрать для вас спорные, интересные темы. Убеждена, вам есть, над чем порассуждать...

Инструкция для участников итогового сочинения

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт». Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за такую работу выставляется «незачёт». В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал. Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений. 

Желаю успехов и творческого вдохновения!

Тема 1. Может ли верность принести человеку разочарование?

Тема 2. Согласны ли Вы с тем, что “здоровый эгоизм” полезен?

Тема 3. Можно ли добиться цели, если все против тебя?

Тема 4. Нужна ли смелость в любви?

Тема 5. Согласны ли Вы с утверждением Плавта: “человек человеку – волк”?

Темы сочинений на 21 октября

Дорогие мои выпускники!

Вашему вниманию предлагаю 5 тем для написания сочинения к 21 октября. Русский писатель, нобелевский лауреат по литературе Борис Пастернак утверждал: “Надо ставить задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи”. Для многих из Вас сочинение на сегодняшний день является как раз недостижимой задачей. А Вы попробуйте, уверена: появятся и силы, и удовольствие от данного процесса. Это же так интересно. Совершенствуйте свои навыки по написанию сочинения, определитесь с темой, подберите аргументы. Ведь научиться писать можно только в том случае, если писать… Парадокс… Но это жизненная правда. Об этом ещё Д.С. Лихачёв говорил.

Инструкция для участников итогового сочинения

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт». Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за такую работу выставляется «незачёт». В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал. Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений. 

Желаю успехов и творческого вдохновения!

Тема 1. Всегда ли измена государству означает измену Родине?

Тема 2. Трудно ли быть отзывчивым?

Тема 3. Как вы понимаете выражение “благими намерениями вымощена дорога в ад”?

Тема 4. Как вы понимаете слова Станислава Ежи Леца: “Есть трусы мозга и трусы сердца”?

Тема 5. Почему общество не ценит великих людей?

 

Темы сочинений на 14 октября

Дорогие мои выпускники!

Вашему вниманию предлагаю 5 тем для написания сочинения к 14 октября. Совершенствуйте свои навыки по написанию сочинения, представьте, что Вы на экзамене, определитесь с темой, подберите аргументы. Не думайте, что на экзамене будет легче. Помните: тяжело в ученье…

Инструкция для участников итогового сочинения

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт». Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за такую работу выставляется «незачёт». В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал. Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений. 

Желаю успехов и творческого вдохновения!

Тема 1. Может ли быть неверным благородное сердце?

Тема 2. Как Вы понимаете индийскую пословицу: сочувствие во время несчастья подобно дождю во время засухи?

Тема 3. Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?

Тема 4. Согласны ли вы с тем, что смелость – преодолённая трусость?

Тема 5. Может ли человек остаться цивилизованным вне общества?

Темы сочинений на 7 октября

Дорогие мои выпускники!

Вашему вниманию предлагаю 5 тем для написания сочинения к 7 октября.  Совершенствуйте свои навыки по написанию сочинения,  представьте, что Вы на экзамене, определитесь с темой, подберите аргументы. В связи с тем, что с субботы занятия будут переносить, рекомендую раньше написать сочинение и сдать мне (до 7 октября)!!!

Инструкция для участников итогового сочинения

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт». Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за такую работу выставляется «незачёт». В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал. Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений. 

Желаю успехов и творческого вдохновения!

Тема 1. Как, по-Вашему, связаны верность и дружба? 

Тема 2. Согласны ли Вы с утверждением М. Уилсон: “Равнодушие  есть наивысшая жестокость”?

Тема 3. Оправдывает ли цель средства?

Тема 4. Когда можно оправдать трусость?

Тема 5. Способен ли один человек изменить общество?

 

Темы сочинений на 30 сентября

Дорогие мои выпускники!

Вашему вниманию предлагаю 5 тем для написания сочинения к 30 сентября.  Совершенствуйте свои навыки по написанию сочинения,  представьте, что Вы на экзамене, определитесь с темой, подберите аргументы.

Инструкция для участников итогового сочинения

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт». Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за такую работу выставляется «незачёт». В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал. Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений. 

Желаю успехов и творческого вдохновения!

Тема 1. Что значит изменить самому себе?

Тема 2. Равнодушие – это болезнь человека или общества?

Тема 3. Согласны ли Вы с утверждением К. Ушинского, что цель в жизни является вершиной человеческого достоинства и человеческого счастья?

Тема 4. Чем опасна безрассудная смелость?

Тема 5. Что значит быть “белой вороной”?

 

Искать в «Полезные ссылки»
Загрузка...

Записи не найдены


Сочинение Царегородцевой М.В.


Тема 5. Что значит быть “белой вороной”?

Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно

Данте Алигьери

Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож... 

А.С. Грибоедов

            Вот уже много дней, выбиваясь из последних сил, летела стая взлохмаченных серых ворон. Их путь лежал далеко – в прекрасную и светлую страну, где царствуют Добро, Любовь и Прощение. Большая и сильная птица, взявшаяся быть вожаком стаи, никак не могла понять, почему ей не удаётся найти верную дорогу. Уж не права ли была та блаженная чудачка, так явно отличавшаяся от всех Белая ворона, убеждавшая, что никуда не нужно лететь, что такая чудесная страна – их Родина, просто нужно измениться самим? Но гордые и глупые птицы тогда только презрительно посмотрели на странную соплеменницу и взмыли под облака. Теперь же, когда многие вороны погибли, не справившись с трудностями пути, а прекрасного царства так нигде и не встретилось, стая впервые задумалась о мудрых словах «ненормальной»…

            Знакомая ситуация, не правда ли?! Как часто в жизни мы не принимаем чужого мнения лишь потому, что оно резко отличается от нашего! А человека, имеющего иную, не совпадающую с нашей (но не значит неверную!), систему ценностей и убеждений, называем белой вороной, подчёркивая его непохожесть на нас. «Быть белой вороной – дар или наказание?» - спросите вы. Непростой вопрос. Попробуем в нём разобраться, обратившись к творчеству великих мастеров слова.

            Убеждена, исключительность, непохожесть на других, что метафорически назвали «белая ворона» - свойство редких, я бы даже сказала, гениальных натур. Ведь сколько таких примеров было в истории! Человечество сформировалось благодаря «белым воронам». Например, ими были Микеланджело, Да Винчи, Рафаэль, Данте, Петрарка (которых не зря называют титанами Возрождения, а спросите — легко ли им было в жизни? Нет, их очень многие не понимали, и очень много у каждого из этих титанов было недоброжелателей и завистников), Жюль Верн (все смеялись над подводными лодками, батискафами и прочими изобретениями из его романов, а через век эти выдумки стали реальностью), Чарльз Дарвин и Николай Коперник (которые пошли против учения церкви и были за это наказаны), Пётр I (царь-строитель, великий работник, преобразователь; он выделялся среди своих современников желанием работать и поднять Россию, сделать Россию не хуже, а даже лучше европейских стран) и многие-многие другие великие люди.

Это исторические примеры, а есть и литературные. Вспомните Татьяну Ларину, героиню романа в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина, которая «в семье своей родной казалась девочкой чужой». Поэт отмечает в ней черты одарённой натуры, выделяющие её из окружающей среды. Татьяне свойственны живой ум, глубина чувств, поэтичность натуры. По замечанию автора, героиня

…от небес одарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем, пламенным и нежным.

Татьяна Ларина, будучи дворянкой, прекрасно знала французский язык, увлекалась чтением западно-европейских, популярных среди юных особ романов. Однако жизнь в деревне, на лоне природы, общение с простыми крестьянками приобщили девушку к русской народной культуре, что значительно отличает её от того же Евгения Онегина, явно оторванного от национальных истоков.

Отсюда и те нравственные ценности, которые свойственны Татьяне Лариной. Это живая вера в Бога («молитвой услаждала/Тоску волнуемой души»), милосердие («бедным помогала»), искренность, целомудрие, отсутствие сомнений в святости брака («…Но я другому отдана/И буду век ему верна»). Кроме того, это любовь к родной природе (она любила на балконе/Предупреждать зари восход»), связь с народом и знание их обычаев («Татьяна верила преданьям/Простонародной старины»), равнодушие к светской жизни: «постылой жизни мишура» не привлекает героиню. Как видим, «милый идеал» автора наделён чертами незаурядной личности. Неслучайно А.С. Пушкин противопоставляет Татьяну Ларину многим персонажам романа. Так отчётливо вырисовывается принцип симметрии в расстановке героев произведения. Внешняя красота родной сестры  Ольги скрывает заурядную и поверхностную её натуру и одновременно делает более заметной внутреннюю, душевную красоту Татьяны.  Главная героиня, несмотря на сходство с Евгением Онегиным в уме, глубине мировосприятия, отличается и от него умением чувствовать красоту окружающего мира, христианскими ценностями, чуждыми «эгоисту поневоле».

Представьте, всем, даже близким, Татьяна Ларина кажется чужой: уж очень она не похожа на других. Без сомнения, белая ворона» Однако эта белая ворона из деревенской «девочки несмелой» невольно благодаря цельности и глубине своей становится «законодательницей зал».

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора, наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей?
Все тихо, просто было в ней.

            Так, в этой героине, не понятой окружающими, обнаруживается натура цельная, незаурядная, исключительная, с истинно русской душой, с сильным характером и духом. Неслучайно критик В. Г. Белинский всячески подчеркивал исключитель­ность главной героини: она — «натура глубокая, любящая, страстная», «не многосложная, но глубокая и сильная», цельная. «Татьяна — это редкий, прекрасный цветок, слу­чайно выросший в расселине дикой скалы». Она сумела сохранить естественность и простоту и «в самой искусствен­ности и уродливости формы, которую сообщила ей окружа­ющая ее действительность». То есть «белая ворона» — это личность! А чёрные и серые — они как все, просто масса. Масса, думающих как все, говорящих, что хотят от них услышать, подражающих другим. По-моему, уж лучше быть личностью и прослыть белой вороной, чем поступать как все, быть внутренне несвободным.

Итак, белая ворона – дар или наказание? Ни то и ни другое. Это скорее, испытание. Казаться чужим среди своих, иметь собственную точку зрения, быть личностью глубокой и жить по общечеловеческим принципам, не изменяя себе, непросто. Ведь окружающие непременно поставят клеймо «ненормальный» (как это случилось с вороной, не желавшей лететь на поиски чудесной страны, предпочитая ей Родину), а человек, прослывший белой вороной, обречён на одиночество. Неслучайно в эпиграфе к сочинению я употребила слова А.С. Грибоедова: «Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож...» Уж лучше быть одинокой странной личностью (в этом, кстати, трагизм жизни), чем просто серой массой. Не правда ли?!