Регистрация
Самая важная часть воспитания — образование характера.
Константин Дмитриевич Ушинский
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.mariya-tsaregorodtseva.ru/
Сайт Департамента образования и молодёжной политики Хан
Комитет по образованию администрации Белоярского района
Министерство образования и науки Российской Федерации
Открытый банк заданий ОГЭ и ЕГЭ
Читаем вместе! - Сайт поддержки семейного чтения с детьми.
Сейчас на сайте: 2

С 20 марта по 25 марта 2016 года в городе Сургут пройдёт региональный этап конкурса “Педагог года Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 2016”. Я приму участие в данном конкурсе, представляя Белоярский район в номинации “Учитель года Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 2016”. Это большая честь и в то же время грандиозная ответственность! 9 лет я шаг за шагом иду к конкурсу. Всегда так бывает: чего-то очень ждёшь, а наступает неожиданно. Страшновато, не скрою. Решила: буду на конкурсе самой собой! Естественно, постараюсь выступать достойно, “зажечь”  коллег идеей применения проектно-ролевой игры на своих уроках! Считаю, что каждый, кто будет участвовать в конкурсе, уже одержал победу – победу над собой, над своими комплексами и страхами!

Успехов всем и удачи!

Портрет
Портрет
Не учащиеся для меня. Я для учащихся
Не учащиеся для меня. Я для учащихся
Будоражим мысль школьника
Будоражим мысль школьника
Деятельность - единственный путь к знанию. Б. Шоу
Деятельность - единственный путь к знанию. Б. Шоу
Сила влияния нравственного выше всяких сил. Н.В. Гоголь
Сила влияния нравственного выше всяких сил. Н.В. Гоголь
Жизнь ребёнка должна протекать в мире игры и творчества
Жизнь ребёнка должна протекать в мире игры и творчества

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ - 2016»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

«Взаправдашняя понарошность»

 «Весь мир – театр, а люди в нём - актёры», - сказал английский драматург Шекспир и был, конечно, прав.  И вот уже тридцать два года я ставлю уникальный  спектакль под названием «Жизнь», отчаянно ищу свою роль и старательно леплю желаемый образ. Кажется, пьеса получается довольно  любопытной и содержательной (а иначе - зачем жить?!)… На ваш суд, дорогой читатель, хочу представить её краткий пересказ.

         Акт первый, или как всё начиналось

         Моё  детство пришлось на «неясные» 90-е годы, когда стирались грани между «хорошо» и «плохо», когда рушились светлые идеи. Желание стать киллером или бизнесменом – это реальные мечты моих одноклассников. Выстоять в это непростое время и найти себя во многом мне помогли святая русская литература и мои родители, которые ежедневно словом и примером убеждали меня в том, что не всё покупается за деньги, что засыпать нужно с чистой совестью, что все люди добры, но не все знают об этом (именно так говорил о человеческой доброте любимый мною герой-философ Иешуа Га-Ноцри в булгаковском романе «Мастер и Маргарита»). Уже тогда, как бы это громко ни звучало, мне хотелось прожить жизнь, наполненную смыслом, иметь работу, приносящую удовлетворение. Образцом для меня стала моя мама – педагог с тридцатилетним стажем, как магнит, действовавшая на своих учеников. В нашем доме всегда были школьники: они тянулись к матери за советом, «подтягивали» хромавший немецкий язык, готовились к классным вечерам и праздникам, помогали по дому в тот момент, когда горе обрушилось на нашу семью – утонул мой отец, талантливый учитель истории (как знать, может, его дар передался мне на генетическом уровне). Наблюдая за тем, как преданно ученики любят маму, как наполняются счастьем её обычно грустные глаза, я понимала: учитель – вот лучшая  из профессий, по словам Я.А. Коменского, «настолько превосходная, как никакая другая под солнцем».

Учиться мне всегда очень нравилось: желание  совершать открытия было настолько сильным, что не пойти в школу я могла только при одном условии – если она была закрыта. Неудивительно, что после её окончания я поступила в педагогический вуз, тот самый, который когда-то заканчивали мои родители. С благодарностью вспоминаю свою Alma mater: требовательные преподаватели, интересные учебные дисциплины, способные временно утолить вечную жажду знаний, очень близкие по духу люди – так называемое, студенческое братство. Не буду лукавить, на первых курсах я, приехавшая из глубинки, затерялась среди успешных однокурсников, которые блистали многочисленными талантами. Однако на третьем курсе, когда началась методика преподавания, раскрылась, подобно дивному цветку, и я. Уже тогда я не боялась идти к детям, экспериментировала, давала открытые уроки для студентов и учителей. Я словно попала в родную стихию, которая окрыляла меня и делала по-настоящему счастливой.

         Акт второй, или я – педагог.

И вот я стою у школьной доски не в качестве практикантки, я - учитель. Какая желанная и в то же время трудная роль! Та бравада, с которой я ходила на практику (потому что меня хвалили преподаватели), вдруг мигом исчезла. Я почувствовала необычайную ответственность за каждый свой шаг, да что там шаг – за каждое произнесённое слово. Теперь я осознала: в моих руках – судьбы моих учеников, и я не имею права на ошибку, я обязана найти ответы на все вопросы любопытных чад.

Не имея намерения обидеть других педагогов, выскажу такую мысль: учителя-словесники, по моему глубокому убеждению, играют особую роль в становлении мировоззрения школьников. «Куй железо, пока горячо», - говорят в народе. А мудрые педагоги-наставники убеждают: именно годы детства – благоприятная почва, на которой прорастают семена добра, любви, правды, совести. В.А. Сухомлинский писал: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В моих силах средствами и содержанием преподаваемых мной предметов воспитать духовно развитую личность, формировать чувство патриотизма, любви к окружающему миру, уважения к литературе и ценностям отечест­венной культуры. Урок литературы сегодня – это урок, пронизанный от начала до конца современностью. И о чём бы ни говорилось на нём, чему бы ни посвящались занятия - литературе далёкого прошлого или художественным произведениям наших дней, - должна преследоваться одна цель – воспитать человека, из крохотного человечка вылепить истинного гражданина своей страны.

Но как  достучаться до детских сердец? Как сделать так, чтобы грамотная речь и ежедневное чтение стали насущной потребностью учеников, подобной вкушению любимой пищи? Как помочь самореализоваться и самоосуществиться Ярославу, Антону, Юле, Насте…? Прежде  всего, конечный успех воспитания и образования во многом зависит от меня: от моей собственной целеустремлённости – умения в повседневной деятельности не упускать «сверхзадачу», нацеленности на постоянное самосовершенствование. Но и это половина успеха. Всё иллюзорно в этом мире, если не прошло через ум, чувства и душу, если не стало органически своим. Пропустить через себя, присвоить знание ученику помогают предельно откровенный разговор на равных, яркие примеры из жизни, эмоционально прочитанный, прочувствованный художественный текст, великое русское слово, овладение способами продуктивной и творческой деятельности. «Сила влияния нравственного, - утверждал Н.В. Гоголь, - выше всяких сил».

Пару лет назад я прочитала книгу Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы», в которой рассказывается о том, как прогрессивная и демократичная учительница Марсём (Марина Семёновна), большая поклонница Януша Корчака (как и я, подумалось мне тогда), помогла девочке Алине полюбить школу, почувствовать радость познания. Битва с драконом Дрэгоном, посвящение в Рыцари, бал в настоящих бальных платьях с участием родителей – вот те способы, которыми пользовалась Марсём. Как близка мне позиция этой, без сомнения, творческой героини! Чем не пример для подражания? А почему бы и нет, если подобные приёмы работы помогают ученику учитьСЯ, становиться самим собой и раскрываться?! «Взаправдашней понарошностью» (наивно, но как глубоко)  назвала игру девочка-аутист Соня Шаталова. Однако вряд ли кто-то из вас вызовется спорить с тем, что надо уметь выбирать и играть жизненные роли.  Понять эту истину учащимся, научить их этому должна помочь  я – педагог!

Акт третий, или зачем я живу

         «Весь мир – театр, а люди в нём - актёры», - сказал английский драматург Шекспир и был, конечно, прав. И вот уже девять лет я обладательница исключительно важной роли. Надеюсь, я мастерски играю её. Нет, не играю, господа, а живу… Живу школой, моими учениками, их интересами и проблемами,  я организатор всей детской жизни. Девять лет неустанного ежедневного труда… Девять лет - тысячи вопросов и поиск ответов на них. И всё же осознание того, что «это кому-нибудь нужно», признание учеников в том, что они не представляют себе жизни без уроков литературы или «заболели» Чеховым, их неподдельное  удивление красоте человеческой души… Всё это позволяет мне заменить «неуверенное» слово «кажется» в моём вступлении на жизнеутверждающее – «к счастью». Я - педагог, а значит, счастливый человек, играющий важнейшую роль светоча в жизни детей.